Домашняя страница Хайо Шталя

small logo

Павел вспоминает о своей поездке в Лебедянь

Сидели мы как-то с моим приятелем Франком за чашечкой кофе, и он вдруг спросил , насколько хорошо я владею русским языком . Я улыбнулся в ответ:" Ну, думаю, что неплохо. А к чему такой вопрос?" И он рассказал, что его начальник, мужчина в возрасте, разыскивает своего отца, который погиб или умер во время 2 - й мировой где - то на територии России. Десятилетиями искали его и через Красный Крест, и через общество ветеранов, и ещё через многие другие организации, названия которых я и не запомнил. И вот совсем недавно пришло письмо, адрес отправителя ФСБ России. Это был первый положительный ответ, полученный за все годы розыска. Франк предложил мне организовать поездку в Россию теперь уже по следам этого письма. Меня это очень заинтересовало , и я дал согласие . В тот же вечер мне позвонили из Берлина . Звонил тот самый пока незнакомый мне человек, разыскивающий своего отца. Представился Ёахим . Ёахим жил в Берлине,работал в Бонне начальником отдела одного очень крупного предприятия. Не буду подробно описывать приготовления к поездке, которыми я начал заниматься. Скажу лишь, что я оформил визы, купил билеты, забронировал гостиницы. И вот наступил день вылета . 17 мая в 10 утра мы с Франком выехали в аэропорт. Регистрация билетов, оформление багажа, паспортный контроль и мы уже сидим в самолете. За разговорами время в полёте в буквальном смысле пролетело незаметно . Стюардесса попросила пристегнуть привязные ремни, наш самолёт пошел на снижение и через несколько минут произвел посадку в аэропорту Домодедово. Я наблюдал за моим попутчиком. Первый раз в России. ... Я пытался смотреть его глазами на всё происходящее. Без особых проблем прошли контрольные пункты ,получили багаж и стали ожидать Йоахима , который несколькими минутами позже прилетел в Москву из Берлина. Должен сказать, Москва нас встретила очень тёплой, солнечной погодой. Это подбадривало и поднимало настроение. С Йоахимом мы встретились в зале ожидания. Это был очень приятный, приветливый, располагающий к себе человек. Мы зашли в кафе и обсудили план наших дальнейших действий. Нам нужно было ехать в город Лебедянь Липецкой области. Решили , что поедем поездом . Примерно за час мы добрались до железнодорожного вокзала и на моё большое удивление быстро приобрели билеты . Вспомнились длинные очереди в железнодорожные кассы во времена Советского Союза. Всего этого сейчас не было. Огромный зал ожидания Павелецкого вокзала казался каким - то пустынным. Или ещё не наступил сезон , или вообще настолько всё изменилось за последние годы. Когда обьявили посадку, мы зашагали по перрону вдоль длинного состава, выглядывая свой вагон. Все это было для меня очень родным, знакомым , я волновался... Исподволь я наблюдал за своими попутчиками, мне хотелось понять, что они сейчас чувствовали, о чем думали.. И вот мы в своем купе. Мои попутчики никогда не были в России, им все казалось в диковинку, такие поезда они никогда не видели и тем более не ездили на них. Я обьяснил им порядки, как и что ( "сел инструктора послушать , что там можно, что нельзя." В. Высоцкий) В дорогу закупили немного поесть и кое-что к чаю. И вот наступил момент, когда тронулся поезд. Сначала кажется , что перрон начинает двигаться, потом резкий переход...А х, да не перрон , а всё - таки поезд. Разговаривали в пол голоса, чувстовалось волнение. Переодевшись во что - то спортивное , дорожное, ,разместились по полкам . Сначала поезд медленно двигался мимо серых унылых построек. Склады ,какие - то заброшеные здания. Когда же, наконец , покинули Москву , из окон открылся прекрасный подмосковный ландшафт.У каждого из нас были, наверное, свои мысли. Не знаю , о чём думали мои товарищи, а я унёсся в далёкую молодость. В конце 70 - х я учился в Москве , и всё вокруг до щемящей боли напоминало о былом. Эти воспоминания о былом сопровождали меня всю поездку. Я пошел за кипятком . Проводница, увидев это, тут же любезно предложила чай, и не просто чай, а в стаканах с металлическими подстаканниками. Ностальгия нахлынула на меня. Разве может быть что - то прекраснее в дороге, чем под стук вагонных колёс пить чай с сахаром в прикуску, да еще из таких стаканов ???
Начало темнеть. В купе включили освещение. Радио тихо играло какую - то музыку. Мы, полные новых впечатлений , уставшие за день, начали укладываться спать. Немного поговорив, мы умолкли. Видимо, и я когда - то заснул.
Ранним утром прибыли на станцию Елец. Поезд стоял , когда я проснулся . В окно виднелась узкая полосочка зари брусничного цвета. Вокруг было тихо. Что - то очень приятное, мирное наполняло мою душу. Опустив немного окно купе, я почувствовал утренную свежесть .В последствии я узнал, что нас перецепляли к другому составу. Нам пришлось ждать больше часа. Утро медленно вступало в свои права. Мы встали и потихонечку вышли подышать свежим воздухом. Несколько вагонов нашего поезда загнали в тупик. Кое - кто из ехавших тоже вышел вслед за нами. Очень запомнился запах буйно цветущей сирени. Роса ещё не обсохла, и крошечные водяные капли повисли повсюду: на листьях, на цветах, на стеблях травы. Неподалеку виднелось здание вокзала. Попытка запечатлеть его на камеру закончилась неудачно. Видя, что мы собираемся делать снимки, милиционер, стоявший рядом, запретил нам это сделать. На вопос: почему? , ответил : стратегически важный обьект. Мы были немного удивлены и разочарованы. Размявшись , мы опять заняли место в вагоне. Вскоре подали электровоз. Позавтракали уже в пути. И опять пейзажи России. Красотень - то какая!!! Часам к 11 прибыли в город Лебедянь. Об этом городишке расскажу чуть позже. Мы добрались до гостиницы на маршрутном автобусе №1 .А других маршрутов там и не было. Гостиница представляла собой старинное здание с очень толстыми стенами. Нас уже ожидали, так как номер был забронирован мной ещё в Германии. Разместившись, мы немного привели себя в порядок и, не теряя времени, отправились знакомиться с городом. Йоахиму не терпелось . Он был очень взволнован. Хотелось поскорее что - то узнать, увидеть.Он всё повторял :" Здесь был мой отец! Его глаза это видели! " При себе мы имели только маленький набросок карты, а также короткое описание города, сделанное бывшим немецким военнопленным , с которым Йоахим познакомился где-то в Германии. Этот военнопленный тоже был в этом городе , но уже в конце войны . Ему повезло ,он выжил и вернулся домой. Добравшись до места, где когда - то распологался лагерь военнопленных №45, мы стали спрашивать у прохожих, не знают ли они старожилов, помнящих что - либо о тех давних временах. . Таковых не оказалось . Люди, прожившие здесь по 40-50 лет, ничего ,конечно, не могли помнить . 62 года минуло с той поры .И про захоронения тоже никто ничего не знал. Все попытки с кем - то заговорить не увенчались успехом. И вдруг меня осенила мысль: а ведь в каждом городке были краеведческие музеи! Расспросив прохожих, мы узнали адрес музея. Наша тройка отправилась туда . Пешком минут 10 , и мы уже стояли у небольшого домика с табличкой "Краеведческий музей г. Лебедянь". Посетителей не было . Всего 2 человека находились в здании: директор музея по имени Анатолий и его заместитель , молодая женщина, имя которой я не запомнил. После того, как мы коротко представились и обьяснили причину нашего приезда, нам предоставили очень много информации. Хочу еще подметить одну деталь. Естественно, между собой мы общались везде на немецком языке, а я переводил насколько хватало моих сил и знаний . Повсюду мы встречали доброжелательное и приветливое отношение, готовность помочь нам в наших поисках. Это приятно поражало моих попутчиков тем более, что мы разыскивали не просто могилу человека, а могилу немецкого военнопленного. Меня это необыкновенно радовало и давало повод гордиться своей хоть и давно покинутой Родиной.
Вечером первого дня мы немного погуляли, подышали упоительным вечерним воздухом и пошли в ресторан . Поужинав, уже в темноте добирались в гостиницу. Гостиница располагалась в старинном здании , по внешнему виду которого было видно, что когда - то в нем жили не совсем простые люди . Мы разговорились со служащими гостиницы, и они нам рассказали, что в этом доме родился и жил многие годы русский, позже советский пианист , композитор К.Н. Игумнов. И тут этим, конечно, гордились. Первый день нашего пребывания в Лебедяни подходил к концу. Немного уставшие мы стали укладываться спать. Я лёг, и тут меня как током стукнуло . Какое - то неприятное предчувствие возникло в моем сознании. Я подскочил, заглянул в свой чемодан,огляделся под кроватью....,и мне стало ясно, что в поезде я оставил свои туфли . Переобувшись ещё в Москве, я поставил их в купе под столиком. Там они и остались. Я, конечно, расстроился . Теперь при мне были только кроссовки.. . Подумал: как же я теперь на обратном пути ? В планах было остановиться на денёк в Москве , мне же всё - таки хотелось показать ребятам город. Так вот и заснул, невольно пришлось смириться с пропажей , хотя купил их специально в поездку .
На другое утро мы рано поднялись, выпили кофе . Завтрака в гостинице нам не предложили . Я сначала удивился, потом пересчитал рубли на евро и мне стало немного стыдно за себя .*8 евро в сутки с человека . О каком завтраке могла быть речь? Мы вновь отправились на поиски захоронений . Неподалеку от города было кладбище, на котором хоронили в военные годы только умерших пленных. Я уже упоминал, что у нас был чертёжик и план города .(покажу его на фотогр) Конечно, более точные координаты мы получили в музее. Пошли пешком и через час достигли то место, где и находилось кладбище военнопленных. Мы оказались на большой поляне, окруженной деревьями. Пробираясь сквозь высокие заросли травы, мы ходили туда сюда . Холмиков давно уже не было . Да и не посещал это кладбище никто . Но вдруг мы наткнулись на плиту с надписью " Жертвы фашизма. Захоронено 764 человека" .Мне пришлось перевести надпись. И тут я увидел, как изменились выражение глаз и цвет лица Йоахима . Он повторял :" Да , да , да, это правильно! Мой отец, мой родной ....Он истинная жертва фашизма . Он всячески сопротивлялся воевать и по рассказам матери был против этой войны . Но был вынужден, видимо" ...... Потом наступил очень тяжелый момент. Прошло уже немало лет, но до сих пор перед моими глазами стоит эта картина.... Ёахим ещё в городе купил розы, наверное, штук 20 или 30, во всяком случае, много.. Мы с Франком отошли в сторону , а он встал на колени и долго так стоял . Я видел его склоненный до земли силует в глубокой траве. Мы отошли настолько, чтобы не слышно было ни слов, ни тихого рыдания. После 62 лет неизвестности и поисков Сын прощался с Отцом , которого никогда не смог увидеть. Сцена была потрясающей. В такие моменты как никогда задумываешься о бессмыленности войн, о безграничном горе, которое они приносят. Разруха, смерть, сироты и вдовы, неизмеримое земное горе . Мы молча стояли и ждали. Высокие деревья, окружавшие большую поляну, стояли как стражи. Было безветренно и солнечно, ничто не нарушало тишину и покой, и только птичье пение со всех сторон наполняло воздух. Ёахим встал и медленно побрёл нам навстречу. Назад шли молча мимо пшеничного поля , потом пересекли балку и чтобы сократить остаток пути, пошли по железнодорожной насыпи. Мне кажется, что все трое мы думали об одном и том же.
Город Лебедянь, в который мы прибыли, расположен на берегу Дона. Именно тихого Дона . Утопающий в зелени садов и аллей, он мне показался необыкновенно красивым и каким - то необычным.За несколько дней до нашего приезда прошли майские праздники .Деревья по обочинам улиц были побелены ,всё было очень чисто кругом . Даже колонки для питьевой воды были свежепокрашены. Это всё бросалось в глаза . Люди были как - то по особенному приветливы. На дорогах и улицах я не видел иномарок.Такое впечатление, что мы попали в Советский Союз 80-х годов. Я всё ожидал, что проходя мимо какого - нибудь дома, я услышу музыку из его раскрытых окон. "Холодок бежит за ворот, шум на улицах сильней . С добрым утром, милый город....." Да, да вот этого не хватало.
Когда мы были в музее, я сделал несколько фотографий. Вообще, должен сказать, что меня настолько всё впечатляло , что я переносился то во времена войны,то в своё детство , то мысленно оказывался в Советсом Союзе 70-80 - х. В таких ситуациях я пытался смотреть на происходяшее глазами своих попутчиков и работников музея. Думал о том, как же военнопленные немцы на это всё смотрели, прибывая в лагеря. Пленные занимались всякими работами. Директор музея показывал нам толстые папки со списками пленных . Молва о том, что мы приехали из Германии искать могилу пленного немца, быстро разлетелась по городу. Во всяком случае об этом узнали те, кто этим интересовался. И вот что нас особенно поразило. Люди стали расказывать нам всякие истории .Например, о том ,как одна женщина, будучи во время войны маленьким ребёнком, поранила глаз, и как немецкий пленный врач почти в полевых условиях сделал ей операцию. Другая история. 44 год, повсюду свирепствовал голод. Местному населению не хватало продуктов питания, всё шло на фронт. И вот как - то зимой в лагерь привезли мороженую рыбу . Разгружая вагон, пленные немцы перекидывали рыбу через забор и колючую проволоку, а дети, стоявшие за этими ограждениями, несли ее домой и прибегали снова. У Ёахима бежали слёзы, когда он это все слышал. Я тоже был тронут. В этих рассказах не чувствовалось ни ненависти, ни горечи, ни обиды.
На третий день этот небольшой городок стал для нас уже совсем родным. Если мы не встречались с работниками музея, то гуляли по улочкам и парку. Сидели в кафе,беседовали с людьми. Впечатлений было столько, что всё путалось ,приходилось делать записи. После всего , что мы пережили за эти три дня пребывания в Лебедяни ,. хотелось расслабиться .Распрощавшись в гостинице , мы вновь сели на автобус и поехали на вокзал. Поезд наш прибывал в 17 часов. И вот в один из тёплых майских дней мы втроем опять стояли на перроне . Мы были счастливы, поездка удалась, и только легкая грусть расставания с этим совсем ещё недавно чужим , а теперь таким родным городком, как будто витала в воздухе. Какая - то собенная атмосфера всегда присутствует в тех местах, где ходят поезда , где люди с сумками, чемоданами куда - то спешат, расстаются , встречаются. Признаюсь, что мне колорит вокзалов и аэропортов особенно приятен. Побывав уже во многих странах , я не чувствую насыщения, хочется ещё и ещё путешествовать . Эта поездка была для меня особенной по понятным причинам, а вот то, что произошло в следующие полчаса, стало ее изюминкой. Как в фильме, из за поворота появился локомотив, таща за собой вагоны. Через репродуктор обьявили номер пути, на который прибывал наш поезд . Поднявшись по ступеням в вагон , мы пробрались в купе. Проводница, проверив билет, внимательно посмотрела на нас и спросила , не забывали ли мы чего- нибудь в вагоне, когда ехали сюда. Я, ошарашенный таким вопросом, всё - таки спокойно ответил:" Да , мужские чёрные туфли". Она улыбнулась и молча ушла. Любопытство моих попутчиков нельзя было не заметить. На вопрос , что хочет проводник от нас , я просто ответил :" Сейчас увидите." Прошло 2 -3 минуты, и в проёме купе появилась проводница, держа в руке пластиковый пакет.Там лежали мои новенькие туфли. От удивления у моих друзей рты пораскрывались, вот так смотрели на меня мои немцы.
Я гордо похлопал по плечу кого - то из них и сказал:" Мы, ребятки, тут не в Германии, а в России. " Впоследствии я узнал , что мы сюда ехали тем же поездом и в том же прицепном вагоне.. А так как билет был куплен туда и обратно, всё встало на свои места . Нас ждали, зная, , что мы будем ехать обратно. Вот такая история произошла под конец нашей поездки.