Домашняя страница Хайо Шталя

small logo

Публикации

При чтении старых газет мы устанавливали с удивлением, что уже 6 лет назад дочь немецкого военнопленного также пыталась находить могилу ее отца. Старые жители города Лебедйана сообщали о тяжелом жребии военнопленных.

МИЛИЦЕЙСКАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ ВСЕХ «НОЛЬ 02 ДВА» № 6 1999 г. /выписки/

Пленные в Лебедянии – Н. Старкина

На территории нашего района немцев не было, хотя линия фронта проходила близко. По мнению верующих людей наши места особо охраняются спасителями-святыми: здесь и татар разбили шесть веков назад, и немцы не прошли.

После того, как немцев погнали от Ельца, к нам в Лебедянь стали поступать пленные. Располагались они недалеко от территории машзавода. Большинство пленных был румыны.

Около 20 миллионов людей быашего СССР погибло в войне с фашистской Германией, и нет, наверное, ни одной семьи, не пострадавшей от войны. Но сердца наших людей отходчивы: многие матери, глядя на поверженного врага, думали, что, может и их сынок, о котором нет вестей, маутся где-то в плену. Сами, голодая, посылали ребятишек с вареной картошкой, свеклой, чтобы отдать пленным.

Под охраной пленные выполняли определенные работы: участвовали в строительстве винзавода, недалеко от райсоюза в старой риге делали телеги, прокладывали водопровод от Водокачки по Тяпкиной горе. В совхозе «Аргоном» пленные строили одноэтажную контору. Старожил села Троекурово В. Москвичева вспоминает, что и там тоже были пленные. Жителей удивляло, что немцы ели ручных устриц прямо в сцром виде – местное население их не жаловало. Бывший участник войны В. Васильев, работавший шофером после Победы, вспоминает, что пленные работали грузчиками – взяв в подмогу пленных, он расписывался о своей ответственности за них.

После войны было трудно с посудой и женщины, раздобыв лист ощинковки, приходили к пленным с просьбой сделать им бидончик для молока. Были среди немцев такие мастера, что делали бидончики не хуже фабричных. Расплачивались женщины продуктами, махоркой, которую выращивали почти на каждом огороде. Однажды для пленных по линии Красного Креста пришел целый вагон мороженой рыбы. Время было чишки, спрятавшись в кустах, наблюдали с завистью за разгрузкой огромных рыбин. Фашисты, разгружая вагон, бросали мальчишкам по рыбе и те радостные убегали.

Затем их отправили на их родину. Не все знают, что за Лебедянью, недалеко от поворота на Данков, есть кладбище, на котором похоронены умершие пленные. Есть там и небольшой памятник. Несколько лет назад немецкая делегация, побывав в Лебедяни, посетила это кладбище. К чести немцев следует сказать, что кладбища пргибших советских воинов в Германии содержатся в полном порядке. Возможно, кто-то далеко за рубежом и сейчас вспоминает небольшой зеленый городок в России – Лебедянь, где для него закончилась война...

Могила у Пилина Лога – Н. Бор

Человек жив, пока живет память о нем. Вглядитесь в фотографии помещенные на этой страницей. Вот хрупкая, светловолосая женщмна, немка, ее зовут Хайде Ротэ, замерла, оцепенела у могилыхолмика, отмеченной одной лишь металлической пластиной с номером. А на другом снимке, если присмотреться внимательно, таких могил, обозначенных небольшими холмиками, сотни и сотни. Хайде Роте искала своего отца более пятидесяти лет... И вот нашло в далекой черноземной глубинке...этот могильный холмик...

Впрочем все по порядку. Сначала в далекий от Берлина Липецк пришло письмо на имя мэра. Хайде Роте обращалась к господину бургомистру помочь ей отыскать могилу отца.

«Мой отец врач-хирург, умер в возрасте 33 лет в пленну. Его звали Гюнтер Гильбришт. Он родился 25 апреля 1913 года в Берлине и умер 25 мая 1946 года в г. Лебедяни в лагере для военнопленных № 35...»

И далее называлось место захоронения. В письме были слова о том, что «вторая мировая война ужасна для Вашего народа. Мой отец тоже стал жертвой ужасново нацистково режима».

Можно было бы лишь развести руками: столько времени прошло, столько воды утекло. Но городские власти, начальник архивново подразделения УВД Липецкой области подполковник милиции B. Б. Копенкин со всей душой откликнулись на просьбу пожилой женщины. И в течение нескольких месяцев вместе со своими работниками, а так же сотрудниками Лебедянского РОВД провели, можно сказать, исследовательскую архивно-поисковую работу. Оказывается на территории Липецкой области находилось несколько лагерей для военнопленных: № 35 в Лебедянском районе с. Стрельцы и частично в с. Троекурово, № 95 в с. Новоуголянка Усманского района и № 263 в г. Ельце. А соответсвенно рядом, по всей видимости, c ними располагались и кладбища военнопленных. Самым большим оказалось в C . Стрельцы. B нем были захоронены 772 умерших воен­нопленных. Нет, это не были только немцы. Представительей этой нации было похоронено около четырехсот человек, более полутора сотен молдаван, более сотни румын, около пятидесятм украинцев, около тридцати венгров, почти столько же австрийцев, четыре чеха, по два серба и француза, а так же один итальянец, татауз, русский...

В архивних делах сохранилось много важных подробностей, помогших отыскать захороненые отца фрау Ротэ. В них есть даже «легенды» (описания местонахождения кладбищ). Вот, например, что сообщается о Троекуровском. «Кладбыще расположено на опушке Жарковскового леса, принадлажщего совхозу «15 лет Октября» и находящегося на территории Троекуровского сельского совета Лебедянского района Рязаской области (легенда составлялась в 1949 году – ред.). Ближайший населенный пункт от кладбища совхоз и село Троекурево в 4-х километрах в южном направлении. Жарковский лес находится на окраине фруктого сада, подьезд к кладбыщу с территории совхоза по аллеям сада.» Тут же прилагался план кладбища. Легенда о кладбище лагеря военнопленных № 35, где покоился прох капита на Г. Гильбришта, гласила: «Кладбище расположено на землях колхоза «20 лет Октября» Стрелецкого сельсоветаб на северном берегу оврага под названием «Пилин лог». Участок кладбища 0,4 гектара находится с восточной стороны железнодороного полотна между станцией Лебедянь и разьездом «Коллелтивист» Московского-Донбасской железной дороги, в расстоянии 300 метров от 29 километра пути. Ближайшим населенным пунктом является Лебедянский машиностроительны завод – 800 метров от трехэтажного жилого корпуса и село Стрельцы в расстоянии 1,5 километра».

Тут же находится план кладбища военнопленных. Захоронения были разбиты по кварталам, в каждом - двадцать могил. Открыто оно было 6 мая 1944 года. Прилагались и списки захороненных. По ним работники милиции нашли фамилию под номером 761 – Гильбришта Гюнтера Карла как значивалось в списках. 1913 года рождения, немец, капитан, умер 25.05.1946 года. Вот только номера могилы, названный Фрау Роте и означенный в казенном документате, расходились. В списке значилось, что похоронен в посдением, 39 квартале, во второй могиле. Квартала № 40 могилы № 24 л клторых писала в своем первом письме Х. Ротэ, просто не существовало. Последним под № 772 похороненным 6.7.1946 года на этом кладбище на 39 квартале в могиле 13 был Ганнус Леопольд, 1921 года рождения, немец, лейтенант. Кладбище было закрыто 7 июля 1946 года.

Что потом было с военнопленными, многие ли выжили, сумели вернуться на родину . по архивным документам не прослеживается. Работники Лебедянского РОВД разыскали людей, которые долгие годы следили за кладбищем. Сохранились даже специакльные акты обследования состояния кладбища. Правда, судя по документам, вспомнили об этих захоонениях военнопленных лишь в 19149 году. В акте записали, что кладбище не огорожено, хотя обрыто валом, большинство холмиков разрушено и провалилось, совершенно отсутствуют какие-нибудь кладбищенские знаки. Имеются пять больших могил, в которых, видимо, захоронено по несколько военнопленных. Десять могил разрыты на глубину 1-1,2 метра, о чем из них на поверхность грунт. Время отрытия этих могил до одного года, кем оно производилось и с какой целью – не установлено. От приема кладбища и учетных документов под наблюдение и приведение его в порядок Лебедянский райисполком отказался, мотивируя отсутствием указания по этому вопросу от Рязанского исполкома... Точно такой жу акт был состовлен и по кладбищу, что находилось на опушке Жарковского леса. Открыто оно было 1 августа 1946 года, звкрыто 11 февраля 1947 года. Заэоронено на нем 29 военнопленных и интернированных. Земельный участок под него официально не отвтдился, было просто устное указание директора совхоза «15 лет Октября». Здесь тоже отсутствовали какие-либо знаки, отдельные холмики провалигил точно соответствовало имеюземуся плану. Взять под свою опеку и это кладбище по тем же причинам райисполком отказался. Со временем порядок, хотя бы элементарный, судя по документам, пытаются наводить. Обновляются имеющиеся трафареты, звказываются даже новые в литейно-механическом заводе г. Лебедяни. Заключаются трудовые соглашения по уходу за могилами с местными жителями. В 1957 году для этих целей тюремный отдел МВД даже выделяет восемь тысяч рублей... Какова судьба других кладбищ военнопленных по области? В 1961 году комиссия под рукоаодством зам. Председателя горисполкома Елецкого горсовета, в составе архитектора города, начальника тюрьмы и зав. Горкомхозом, составляет акт о том, что кладбище бывших немецких военнопленных, находящееся в районе номерного завода 909, (последнее захоронение производилось в 1947-1948 годах), оказаось в центре проектируемого микрорайона и затруняет его планировку. Поэтому комиссия сочла необлходимыи возбудить ходатайство о закрытии его и передачае земельного участка под застройку жилыми домамы... В 1960 году МВД РСФСР дало санкцию на снятие с учета и кладбища лаготделения 2 лагеря № 35, расположенного на территории Троекуровского сельсовета. Причины все те же: земельный участок официально не отводился, просто было указано место, само поле ничем не огорожено («чистое поле, на котором пасется скот»). Большая часть холмиков могил разрушена и провалилась, кладбищенских знаков у большинства могил нет....и.т.д.